Предприниматели и владельцы корпораций знают множество способов контроля первичной документации и методов ведения бухучета, но что делать, если вдруг обнаружились ошибки. Полностью уберечься от них невозможно, поэтому важно знать об ответственности и методах их исправления.
Чем раньше обнаружены ошибки бухгалтера, тем меньшие потери понесет компания.
Почему возникают ошибки в бухгалтерской отчетности?
- Неверное применение законодательства и правовых актов по бухучету
- Неточности в вычислениях
- Неправильная оценка\классификация фактов хозяйственной деятельности
- Некорректные действия должностных лиц
Классификация ошибок и порядок их обнаружения
- Счетные ошибки, связанные с некорректными вычислениями или с неточностями в работе с информацией регистров бухучета.
- Несвоевременный учет – ошибки, связанные с этим фактом, чаще всего возникают из-за неслаженной работы подразделений или задержки контрагентов.
- Неверное применение законодательства. В этом случае всему виной невыполнение требований относительно ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Что не является бухгалтерской ошибкой?
Важно отметить, что неточности или пропуски в бухгалтерской отчетности предприятия, которые были выявлены в результате получения новой информации, которая была недоступна ранее (на момент допущения неточностей), не являются ошибками. Также стоит знать, что нельзя назвать ошибкой изменений оценочных значений:
- Резервов под обесценение МПЗ
- Резервов по сомнительным долгам
- Резервов под обесценение финансовых вложений
Данные оценочные значения предназначены для корректировки отдельных показателей бухгалтерского баланса.
Методы выявления бухгалтерских ошибок
Для своевременного обнаружения и исправления ошибок предполагается использование совокупности методик:
- Регулярная инвентаризация и сверка расчетов с контрагентами. Рекомендуется проводить как проверку имущества, так и обязательств компании.
- Бухгалтерский аудит, в том числе – проверка сопоставимости показателей по периодам, то есть, соответствие уровней доходов и расходов.
- Проверки в случае нестандартных проводок и существенных финансово-хозяйственных операций.
Для исправления ошибок, выявленных в ходе проверок, необходимо оформлять бухгалтерскую справку.