Малый бизнес считается основой рыночной экономики страны. В Италии, Франции, Японии, США и других государствах придают особое значение вопросу развития малого бизнеса, всячески поддерживают и помогают предпринимателям.
Малый бизнес в России имеет ряд особенностей.
Рыночная экономика в России находится в стадии формирования. Поэтому специфика развития малого бизнеса в нашей стране имеет много отличий от предпринимательства в других странах. Вот некоторые особенности предпринимательства в РФ:
- мало информации о рынке, состоянии отрасли, а так же недостаточно консультационных, обучающих и прочих информационных ресурсов;
- проблемы с управлением из-за недостатка должного уровня опыта и необходимых знаний;
- низкий уровень технической оснащенности;
- плохая самоорганизация и отсутствие должной поддержки извне;
- в одном предприятии часто совмещено сразу несколько видов деятельности;
- российские предприятия малого бизнеса стремятся работать самостоятельно и редко берут на себя договоры субподряда;
- предприятия, которые работают успешно, стремятся охватить более широкий сегмент рынка;
- хорошо приспосабливаются к сложной экономической обстановке;
В силу этих специфических особенностей, развитие малого бизнеса в России идет путем, отличным от общепринятого в классической рыночной экономике. Немаловажное влияние на него оказывает и ряд проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, открывающие свое дело в РФ.
5 основных проблем малого бизнеса в России
Одной из отличительных черт малого бизнеса является высокая степень риска. На развитие его оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов. Далее рассмотрим подробнее самые основные из них.
На развитие малого бизнеса влияет большое количество факторов.
Несовершенная законодательная база государства и проблемы с налоговой системой
В 1995 году в нашей стране был принят первый закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Со временем стало понятно, что в нем не учено много важных моментов. В современных условиях развития рынка закон требует доработки и дополнений. Поэтому в 2007 году был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В России законом жестко регламентируются размеры предприятия, выручки, и многое другое. Малые предприятия обязаны проходить множество проверок и отчитываться перед большим количеством инстанций. Все это сильно сдерживает развитие предприятия. К тому же, сильно давят на бизнесменов жесткие налоговые вычеты и штрафы, в случае опоздания с оплатой.
Безусловно, государство разрабатывает множество специальных программ для малого бизнеса. Например: упрощенная система налогообложения и ведения бухгалтерской отчетности. Но выплаты по налогам по прежнему отнимают очень большую часть дохода.
Недостаток сырьевых и финансовых ресурсов
Давно известна проблема получения кредита в банке на открытие своего дела, или для поддержки уже работающего небольшого предприятия. Банки не стремятся выделять средства для малого бизнеса, поскольку слишком вероятны риски не выплаты кредитов.
Инвесторы так же не стремятся вкладывать свои средства в небольшие предприятия. Поэтому найти недостающую сумму для бизнесмена очень трудно, а подчас и невозможно. Конечно, все это отрицательно сказывается на развитии фирм и небольших компаний.
Трудности с площадями, оборотными средствами
Аренда площадей стоит предпринимателям немалых средств. А найти подходящее место очень трудно. Для решения данной проблемы предлагается множество проектов. Например, чтобы не тратить огромные средства на помещение и оборудование, можно договориться с крупным предприятием, у которого есть простаивающие мощности, об аренде по сходной цене.
Существует ряд предложений о том, чтобы предоставить возможность объединения для предприятий, которые находятся на грани банкротства или в сложном экономическом состоянии. Помимо подобных форм объединения, хорошим выходом может стать кооперация малых и крупных предприятий. Сейчас это существует в форме франчайзинга, лизинга и т.д.
Кадровая подготовка
Очень трудно небольшим предприятиям конкурировать с крупными в плане заработной платы. Поэтому проблема с кадрами для предприятий малого бизнеса стоит очень остро. Предпринимателю нужно решать сразу несколько задач: найти квалифицированных сотрудников, придумать, чем мотивировать их и найти средства на обучение.
В России, где порой одна фирма выполняет сразу несколько задач, дополнительной проблемой является правильная подготовка специалистов, которые разбирались бы во многих вещах и могли выполнять разные задачи.
Отсутствие платежеспособности населения и спроса
Маленькому предприятию трудно выпускать товар в огромных количествах, а так же оказывать услуги для большого количества желающих за недорогую цену. Поэтому спрос на продукцию подобного рода предприятий небольшой.
Помимо того, стоимость товаров и услуг малых предприятий бывает выше, чем на аналоги крупных производителей. Однако, финансовое состояние населения часто не позволяет отдавать за них большие средства. Эти нюансы приводят к тому, что многие фирмы простаивают или работают с небольшим количеством постоянных клиентов, что делает бизнес рентабельным, но не очень прибыльным.
Перспективы развития малого бизнеса в России
Малый бизнес представляет собой «локомотив» экономики страны, поэтому для того, чтобы он развивался, прилагается множество усилий со стороны государства. Специалисты разрабатывают ряд мер и программ для облегчения открытия новых предприятий и поддержки имеющихся.
Для успешного развития, малым предприятиям нужна помощь еще в начале пути.
Для решения всех вышеперечисленных проблем, требуется комплексный подход. Закон стоит доработать и дать предпринимателям чуть больше свободы. Налоговая политика по отношению к малым предприятиям постоянно усовершенствуется и, возможно, однажды система налогообложения для предпринимателей не будет такой гнетущей.
Активно разрабатываются программы выгодных кредитов и государственной поддержки малого бизнеса. Если все эти начинания благополучно реализуются, предпринимательство поднимется выше в своем развитии и станет хорошим двигателем в развитии экономики страны.