Хотя бы раз в жизни каждому из нас приходилось сталкиваться с недовольством приобретенным товаром или услугой. Как поступить в таком случае? Спустить дело на тормозах или требовать справедливости?
Это, конечно, зависит от многих обстоятельств: от суммы ущерба, уровня опасности последствий неудачного приобретения и даже степени принципиальности недовольного потребителя. Но если вы все же решили отстоять свои права - вернуть потраченные средства или заменить товар или услугу на аналог надлежащего качества – а продавец отказывается делать это добровольно, то первым законным шагом по урегулированию подобных споров является претензия.
Правильно составленная претензия поможет избежать суда
Претензия – это предъявление недовольства качеством товара или услуги в письменной форме. Претензии предъявляются в порядке досудебного урегулирования споров. Формально данный документ может иметь форму требования, жалобы, заявления, обращения письма, но юридическая суть этих форм общая – все это претензии. Если претензия возымеет нужное предъявителю действие, то это поможет сэкономить не только время, потраченное на решение конфликта, но и средства на услуги адвоката и судебные издержки. Кроме того, в определенных случаях исковые заявления в суд принимаются только при наличии факта ранее выставленной претензии.
Да, иногда претензия может быть чистой формальностью, если сторона ответчика настроена решать конфликт только в судебном прядке, а иногда – решающим документом. Поэтому претензия должна быть составлена правильно с юридической точки зрения.
Что должна включать претензия?
В целом, нет определенной официальной формы, претензии составляются произвольно. Но есть набор реквизитов, которые обязательно должны быть включены в претензию:
- Имя (юридическое наименование) ответчика и имя (название) предъявителя.
- Основание для предъявления претензии (факт совершения покупки, оказания услуг на основе письменного договора, публичной оферты, устного соглашения и т.д.). Если имеются документы, подтверждающие факт взаимоотношений между предъявителем претензии и ответчиком (договор, счет, кассовый чек и т.д.), то их реквизиты также стоит указать в претензии.
- Обстоятельства, при которых товар/услуга были реализованы продавцом/подрядчиком. Также можно указать имя продавца товара или сотрудника, оказывавшего услугу.
- Суть претензий к товару/слуге, то есть что именно не устраивает, когда это было замечено.
- Предлагаемый порядок урегулирования спорной ситуации и сроки его исполнения.
- Указание действий со стороны инициатора претензии в случае, если документ будет отклонён или проигнорирован отвечающей стороной.
- Свои контактные данные для обратной связи.
- Дата и оригинальная подпись предъявителя или его представителя.
- К претензии нужно приложить копии всех относящихся к ее сути документов.
Претензия составляется в двух экземплярах, один передается ответчику, другой остается у предъявителя. Для того чтобы вручить претензию адресату, существует два способа.
Первый способ – по почте. Для этого претензию нужно оформить заказным письмом с описью вложения и объявлением ценности, письмо должно быть с уведомлением о вручении. Чек об отправке и уведомление о получении нужно будет сохранить – они могут понадобиться в суде, если до него дойдет.
Второй способ подойдет в случае, если адресатом претензии является организация. Тогда документ вручается под подпись руководителю или секретарю на копии ее отправителя. Также ответчику необходимо будет указать дату, расшифровку подписи и, по возможности, номер входящей корреспонденции.
Если претензия будет составлена верно и вручена в установленном порядке, то ее инициатор вполне может рассчитывать на решение конфликта посредством досудебного урегулирования. Образец верно составленной претензии можно скачать здесь.