Открывать собственное дело – это всегда сложно. Начинать бизнес с нуля – сложно вдвойне. Поэтому примкнуть к уже зарекомендовавшему себя бренду или воспользоваться уже раскрученными бизнес-инструментами - неплохой вариант для начинающего бизнесмена. Такая мера поможет сократить риски в несколько раз. Но чтобы избежать неприятных последствий, делать это нужно на законной основе – посредством франчайзингового договора.
О том, с какими сложностями сталкиваются начинающие небольшие фирмы, читайте в нашей статье «5 проблем малого бизнеса в России».
Что такое франчайзинг и франшиза?
Небольшая фирма может воспользоваться некоторыми элементами бизнеса какой-либо крупной компании. Но если это пользование будет происходить без ведома и, соответственно, согласия этой компании, то малую фирму, скорее всего, будет ждать судебное разбирательство. Чтобы этого не произошло, между фирмами заключается франчайзинговый договор, по которому небольшая компания покупает у крупной право пользоваться ее успешными бизнес-наработками. Как правило, к ним относятся:
- Визуализация брэнда (логотип, товарный знак),
- Разработки программного обеспечения,
- Технические, управленческие и коммерческие схемы и т.д.
Таким образом, предметом франчайзингового договора является само право пользоваться репутацией и бизнес-элементами бренда, которое называется франшизой.
Продавец франшизы – крупный бренд – надевается франчайзером.
Покупатель франшизы - малая фирма – это франчайзи.
А процесс приобретения франшизы и разработка договоренности между сторонами – франчайзинг.
Практические все известные бренды имеют широкую франчайзинговую сеть
Условия и стоимость франчайзинга
Франчайзинговый договор, как правило, содержит правовую область сделки, то есть все условия и ограничения, согласно которым франчайзи может пользоваться преимуществами крупного бренда. Так, франчайзер часто оставляет за собой право контроля использования своего бренда франчайзи.
А также в договоре должно быть указаны гарантии, предоставляемые со стороны франчайзера. Обычно франчайзинговый договор дает малой фирме следующие преимущества:
- Узнаваемость и репутацию. Ни партнеры, ни конечные потребители в большинстве случаев не имеют большого желания совершать сделки с никому не известной компанией. Однако при наличии узнаваемого и зарекомендовавшего себя бренда сомнения возникают довольно редко.
- Минимальные риски. Если крупный уже давно и успешно работает на рынке, то, соответственно, у него уже есть своя клиентская/потребительская база, в которую франчайзи обычно без труда вливается. Поэтому риск потерпеть крах в начале своего бизнес-пути для франчайзи минимален.
- Наработанный опыт. Франчайзи не нужно разрабатывать собственные бизнес-схемы, полезный опыт ведения бизнеса он приобретает вместе с франшизой. Конечно, в случае стремительного развития и в процессе накопления еще большего опыта, франчайзи сможет отделиться и маневрировать в своей сфере уже самостоятельно.
Нужно понимать, что все эти преимущества не могут стоить дешево – ни один крупный бренд не отдаст кусок своего пирога за копейки. Тем не менее, данное вложение, при грамотном ведении дел, в будущем может окупиться с лихвой.
Стоимость франшизы имеет обычно две составляющие:
- Паушальная стоимость, то есть единовременный платеж по сделке приобретения франшизы, который открывает для франчайзи право пользоваться бизнес-инструментами известной марки.
- Роялти, то есть регулярные платежи от прибыли, полученной в процессе франчайзинга. Платежи могут быть как фиксированными, так и процентами, зависящими от суммы прибыли.
Помимо регулярного финансового обязательства по франчайзинговому договору, франчайзи не должен забывать и об условиях использования чужой торговой марки. Часто к ним относятся:
- Соответствие производимых товаров и услуг стандартам бренда,
- Применение новых технологий, разработанных франчайзером,
- Гарантия неиспользования третьими лицами и т.д.
При добросовестном соблюдении подобных условий, заключение франчайзингового договора может стать очень неплохим трамплином для начинающего бизнеса, за счет которого можно достичь больших успехов на рынке.
Еще один вариант открытия бизнеса с минимальными рисками – привлечение государственной субсидии. Подробнее читайте от этом в нашей статье: «Как открыть бизнес на деньги государства?»